Общество потребления навсегда изменит рынок разработки ПО

11.09.2017
Общество потребления навсегда изменит рынок разработки ПО

За готовые ИТ-решения потребитель просто голосует рублем: покупает или нет. Это и мировой, и российский тренд. Мы вступили в эпоху массового потребления ИТ, при которой лайки и донейшены обычных людей определяют вектор дальнейшего развития отрасли. Стать лидером, а в перспективе и просто выжить в ИТ-отрасли, можно только отказавшись от разработки программного обеспечения на заказ.

Принципы общества потребления докатились и до ИТ-отрасли. Крупные технологические компании не стремятся разрабатывать уникальные системы на заказ: сегодня лидеры ИТ-отрасли соревнуются в ярком маркетинге, упаковке готовых продуктов и способах максимально быстрой их доставки до потребителей. Минимальные затраты на каждую единицу проданного ИТ-продукта, возможность неограниченного масштабирования, независимость от ИТ-инфраструктуры заказчиков, способность быстро интегрировать новейшие технологии в продукт – вот то, о чем мечтает сегодня каждый ИТ-разработчик. И правильно делает. Отрасль уже пережила фазу создания кардинально новых алгоритмов и вошла в стадию исследования возможностей их практического применения. Нынешняя ситуация напоминает период развития автомобилестроения первой половины ХХ века. Машины были элитным продуктом для единиц, но пришел Генри Форд и сказал: "Автомобиль для всех". Крупнейшие ИТ-компании – SAP, Microsoft, IBM - хотят стать Фордами ИТ-отрасли. Они говорят, что ПО - это уже не дорого и жизненно необходимо рядовому пользователю. Они делают ставку на массовость, легкодоступность, концепцию self-service (софт без долгий внедрений и работы программистов), простую интеграцию с другими продуктами. Активно создают облачные стеки и магазины готовых ИТ-сервисов для любых потребностей бизнеса. В конечном счете, ПО позиционируется как один из базовых элементов комфорта обычного человека – тот или иной софт уже обеспечивает практически все стороны жизни городского населения.

Этот тренд резко нивелирует роль заказной разработки, которая предполагает дорогостоящее тяжелое производство уникального продукта с колоссальными временными, людскими, инфраструктурными затратами, превращая работу на заказ в производство монстра. Да, пока ИТ-компаниям выгодно создавать заказное ПО в каждом конкретном случае, эта работа по-прежнему приносит хорошую прибыль. Но, как мы знаем из основ экономики, массовое производство всегда обыгрывает штучное по совокупности.

За готовые ИТ-решения потребитель просто голосует рублем: покупает или нет. Это и мировой, и российский тренд. Мы вступили в эпоху массового потребления ИТ, при которой лайки и донейшены обычных людей определяют вектор дальнейшего развития отрасли.

Тот, кто не зависит от заказчика, свободен в выборе инструментов разработки – а значит, может экспериментировать с самыми современными технологиями. В качестве бонуса такой разработчик приобретает независимость от ИТ-инфраструктуры клиента, от непредвиденного разрастания требований уже после утверждения ТЗ, от лавирования между желаниями клиента и стоимостью ресурсов. Вас не устраивает функциональность нашего продукта? «Не хотите – не покупайте».

Альтернатива, конечно, останется. Кастомные разработки будут заказывать, в основном, компании, которые по роду своей деятельности не могут использовать массовое, шаблонное программное обеспечение. Это ВПК и все компании, связанные с обеспечением внешней и внутренней безопасности страны. Это банки, которые уделяют особое внимание информационной безопасности и соблюдению требований регулятора. Это госструктуры и крупные промышленные предприятия со специфическими потребностями. Но разработчики, строящие свой бизнес в этом направлении, не получат существенной доли на общем рынке ИТ. Если продолжать аналогии с автомобилестроением, то мы увидим компании-гиганты, работающие на массового потребителя, и небольшой рынок заказной разработки, который разделится на элитарные эксперименты (как Tesla) и кустарный хендмейд (гараж или небольшая мастерская).

Компаниям же среднего уровня либо придется поменять подход, либо исчезнуть с рынка, быть поглощенными более крупными игроками. Уже сейчас можно говорить о грядущем укрупнении отрасли, в каждом сегменте останется только один технологический лидер. И в отдаленной перспективе мы получим несколько крупнейших игроков и большое количество мелких и очень мелких. "Среднего класса" не будет.

Стратегия выживания проста – но только на бумаге. В реальности для того, чтобы сохранить технологическое лидерство, ИТ-компаниям придется полностью перестраивать собственную культуру и становиться акселераторами новых проектов. Уже сейчас идет борьба за идеи. Все занимаются футурологией и поиском новых точек роста. Системные интеграторы перемещаются в стан сервисных компаний и разработчиков массовых продуктов. Необходимо создавать собственные эко-системы, формировать пулы разработчиков, способных придумывать проекты, которые могу «выстрелить». Менять систему продаж – от долгого цикла сделки, свойственного консалтингу и заказной разработке, к быстрым обезличенным продажам и работающей как часы техподдержке. Создавать свои инкубаторы, активно финансировать стартапы - при этом быть готовым к тому, что 90% из них будут бредовыми, 7-8% - нереализуемыми по разным причинам, а оставшиеся 2-3% - могут определить будущее.

ИТ-компаниям пора брать на вооружение принципы общества потребления.

Дмитрий Рогов, Директор по технологическому развитию ООО «АйДи – Технологии управления»

Источник: http://fastsalttimes.com/sections/solution/1506.html